ИСТОРИЯ: как 100 лет назад тартусцы с дороговизной тепла боролись

Счетов за отопление в привычном нам смысле жители былого Тарту в массе своей не получали. Но с таким мало радостным явлением, как рост расходов на отопление, сталкивались регулярно.

Йосеф Кац

Сто лет тому назад дрова в Тарту доставляли по воде и по суше. Фото: Fotis EFA.406.0.113535

С метеорологическим фактором был он сто лет тому назад связан даже ещё больше, чем в наши дни. Помимо собственно мороза, повлиять на ситуацию могла дождливая осень. И, как ни парадоксально, слишком жаркое лето. Развезло межсезонной слякотью дороги, так что ни на подводе, ни на санях в город не проедешь – дрова становятся дефицитом. Обмелела от зноя Эмайыги и на стругах высушенное топливо не доставишь – та же самая история. 

Летом и осенью 1935 года погодная ситуация сложилась, словно назло, неблагоприятная дважды. Торговцы дровами не упустили случая воспользоваться ею. Результат – цены на топливо поползли вверх. «Если какой-то вопрос и стал ныне для горожан серьёзной проблемой, так это связанный со стоимостью отопления, – писал в марте 1936-го «Postimees». – Цена дров такова, что их приобретение для менее обеспеченных жителей стало почти невозможно». 

Газета приводила расценки: если до последнего резкого скачка цен купить сажень сухих полуметровых поленьев ещё можно было за 15 крон, то теперь меньше чем за 17,5 отпускать их продавец отказывается категорически. А то просит и все 18.

Объёма этого должно было хватить для протапливания в течение месяца однокомнатной квартиры, печь в которой была объединена с кухонной плитой. Средняя зарплата неквалифицированного рабочего за тот же месяц составляла 30 крон, специалиста – полсотни. 

Та же газетная заметка уточняла – всего-то год назад, когда никаких проблем с подвозом топлива не наблюдалось, то же количество дров обходилось в 11 крон. А если покупать оптом – на несколько месяцев или скинувшись с соседом на две квартиры – меньше 10. 

***

Были ли щедро натоплены помещения по нынешнему адресу Ратушная площадь, 13 утром 9 февраля 1936 года или нет, сказать сложно. Но от скопившегося народа в них наверняка было душновато. Чуть ли не все владельцы жилой недвижимости собрались на мероприятие, организованное местным отделением общеэстонского Союза домовладельцев, – конференцию о рационализации отопления. 

Первый из выступавших – член городского собрания Ю.Роо – начал со статистики. Сообщил, что в Тарту насчитывается 17 000 квартир. В год они потребляют 75 000 саженей дров. Или, в пересчете на новые меры, 150 000 кубометров. Цифры эти, по его словам, были непропорционально высокими. Если потребление останется на том же уровне, а количество жителей будет расти, рано или поздно город на Эмайыги окажется в центре круга с диаметром в 100 км – и без единого дерева. Отопление торфом к столь печальным последствиям не приведёт. Но перейти на него полностью можно только после радикальной модернизации: брикетом выгоднее топить котёл парового отопления, но пока не все тартуские дома подключены к водопроводу. 

Отметил докладчик и то, что тарифная сетка, предлагаемая Тартуской электростанцией, делает отопление электричеством наиболее эффективным и наименее разорительным. Однако, опять же, радиаторы и электроплиты были ещё редким новшеством. Потому, как продолжил тему городской инженер В.Сырра, наиболее реалистичная стратегия борьбы с ростом затрат на отопление – это приведение в порядок существующих в жилищах печей и своевременный уход за ними. Таким образом, энергоотдача одного кубометра дров может повыситься с 10–15 до 35%. А вот если печь сложена тяп-ляп, не чищена и топится мусором, вроде обрезков плотницкой доски, показатель снижается до 5%. 

Посоветовал специалист и регулярно проверять состояние печной задвижки. Зачастую со временем двигаться она начинает плохо, а то и вовсе застревает в полуоткрытом состоянии. И тёплый воздух просто уходит в трубу. 

***

«Известна поговорка: никого из тебя, кроме водовоза да истопника не выйдет! – иронизировал фельетонист «Postimees» девяносто лет тому назад. – Как видно, пришла пора отказываться от такой категоричности. Недавно в Тарту прошли курсы, где выяснилось, что протапливание печей – само по себе искусство и ему необходимо учиться. Просто положить дрова и поднести к ним спичку или зажигалку нынче, оказывается, вовсе недостаточно». 

Порассуждав о том, что эдакими темпами скоро надо будет проходить специальные курсы для получения профессионального удостоверения водовоза, а там, глядишь, чего доброго и свинопаса, автор заметки приходил к совершенно серьёзному выводу: «Впрочем, цены на дрова у нас нынче выше таллиннских. То, что происходит это в самом сердце страны, куда ведут дороги со всех её краев – тоже своего рода искусство, за которое тартуские торговцы лесом заслуживают особого диплома».