Пятая часть расходов эстонцев уходит на еду

Наталья Мичковская

Между богатством страны и тем, какую часть своих потребительских расходов её граждане тратят на еду, есть прямая зависимость. Высокая доля продуктовых трат является одним из индикаторов бедности.

Аналитики компании Picodi проанализировали статистику 105 стран мира и подсчитали, сколько денег тратят на еду жители в разных регионах планеты.

24 евро в Туркменистане и 325 евро в Швейцарии

Среди европейских стран самые высокие расходы на продукты питания отмечаются в Швейцарии (325 евро в месяц), Норвегии (308 евро) и Дании (281 евро), что объясняется общими высокими ценами в этих странах. В то же время расходы на питание у среднестатистического жителя Литвы составляют 218 евро, Эстонии – 197 евро, Латвии – 164 евро. И тут уже дело не столько в ценах, сколько в разных продуктовых корзинах. Сегодня стоимость набора продуктов в странах Балтии практически идентична: одни товары продаются дешевле в Эстонии, другие – в Латвии. И времена, когда эстонцы ездили за более дешёвой едой к соседям, уже прошли. 

Самые низкие расходы на продукты в странах Центральной Азии: житель Узбекистана тратит на еду 36 евро, а Туркменистана – всего 24 евро в месяц. 

Между Китаем и Саудовской Аравией

С относительными цифрами вообще всё интересно. Исследование показало, что в то время как жители одних стран тратят на еду всего несколько процентов потребительских расходов, другие – больше половины. 

В число стран-счастливчиков, где на еду и безалкогольные напитки в среднем приходится менее 10% всех трат, вошли США (6,7%), Сингапур (8,4%), Великобритания (8,7%), Ирландия (9,2%), Швейцария (9,9%). А наиболее высокий процент трат на продукты оказался в Кении (56,1%), Мьянме (56,6%) и Нигерии (59%), жители которых «съедают» более половины заработанного. 

Доли расходов на продукты в странах Балтии практически одинаковы. Латвия в этом рейтинге находится на 40-м месте среди 105 стран с долей расходов 19,3%. Эстония заняла 46-ю строчку (20,2%), а Литва – 48-е место (21%).

Соседи Эстонии по рейтингу – Китай (20%) и Саудовская Аравия (20,5%). Если вспомнить, что китайская экономика является второй в мире, возможно, стоит даже немного порадоваться, что нам до китайцев рукой подать? Впрочем, экономисты советуют не торопиться. 

«Китайская экономика является второй в мире по абсолютному значению ВВП, а вот по доходу на душу населения входит разве что в двадцатку, – говорит аналитик Алексей Кущ. – Конечно, этот показатель тоже неплох, но есть и более успешные «маяки». К тому же, в таких сравнениях правильнее учитывать всё же не подушевой доход, а именно подушевые располагаемые расходы. Поскольку доходы могут быть большие, но в ряде стран после уплаты налогов от них остаётся половина, а то и меньше». 

Чем меньше, тем лучше

Экономисты говорят, что высокая доля продуктовых трат является одним из индикаторов бедности страны. 

«Дело в том, что средний класс определяется исходя из широкого спектра критериев, одним из которых является способность накапливать деньги и тратить их на отдых, развлечения, культуру, путешествия, обучение, качественную медицину. То есть чем больше человек может накапливать и тратить в секторе услуг, тем больше он приближается к среднему классу. А если в стране основная часть населения зарабатывает только на еду, можно сделать вывод, что это бедная страна», – отметил Алексей Кущ. 

Эксперты говорят, что результаты данного исследования достаточно условны. Есть страны, где люди едят, в основном, дома, – из-за бедности или в силу традиций. А есть страны, где дома практически не готовят. Например, в США считают инфляцию не только по ценам на продукты, но и по ценам в ресторанах – причем последняя ценовая динамика для американцев более показательна. 

К тому же, при анализе в исследовании была использована местная статистика, в которой, в свою очередь, были, вероятнее всего, учтены местные базовые наборы продуктов. Но это не означает, что люди покупают именно их. 

Тем не менее, определённые выводы из результатов исследования сделать можно. 

«Эстонские 20,2% говорят о том, что это переходная экономика между развивающейся и развитой, – говорит Алексей Кущ. – Сегодня Эстония находится на финишной прямой к получению статуса развитой экономики, при которой расходы на еду не превышают 15%, а, значит, у людей появляются лучшие условия и финансовые возможности для комфортной жизни и саморазвития».

Более подробно с исследованием Picodi можно ознакомиться здесь:

https://www.picodi.com/ru/mozhno-deshevle/zatraty-na-jedu-2023?report=1