Несмотря на то что за последние годы ряд крупных компаний заявляли о желании видеть сотрудников в офисе чаще, для большинства работников в Эстонии формат работы за это время существенно не изменился.
Массовый переход на удалённую работу начался более пяти лет назад, во время пандемии коронавируса, когда всё больше людей стали работать вне офиса. В последние пару лет многие крупные компании по всему миру вновь заговорили о необходимости возвращения сотрудников в офис.
Тем не менее, согласно результатам недавнего опроса Norstat, проведённого по заказу Helmes, в Эстонии существенных изменений в месте работы не произошло. Более половины опрошенных работников (59%) отметили, что за последние два года их формат работы остался прежним. Лишь 6% респондентов стали проводить в офисе больше времени, а 7% — меньше.
Наибольший рост офисного присутствия (на 10%) наблюдается среди сотрудников в возрасте 30–39 лет. При этом в этой же возрастной группе увеличилось и число тех, кто стал посещать офис реже, чем два года назад (11%). Наименьшие изменения зафиксированы среди людей в возрасте 50–59 лет: 78% представителей этой группы подтвердили, что их рабочий формат за последние два года не изменился.
По словам менеджера по персоналу Helmes Марис Кярнер, результаты исследования согласуются с глобальным исследованием гибридной работы Cisco за 2025 год. Оно показало, что для большинства сотрудников условия работы остаются прежними: 45% работников по-прежнему трудятся в гибридном формате, хотя в последнее время много говорят о возвращении сотрудников в офис.
По словам Кярнер, возможность гибридной работы уже стала неотъемлемой частью ценностного предложения многих компаний, и полностью отказаться от неё будет непросто. Исследование Cisco также подтвердило, что гибридный формат больше не является бонусом или жестом доброй воли со стороны работодателя, а стал важным фактором конкурентоспособности. Гибкие условия труда тесно связаны с удовлетворённостью сотрудников, их вовлечённостью, продолжительностью работы в компании и балансом между работой и личной жизнью. «В Helmes сотрудники, как правило, могут сами выбирать, где им работать, и эта возможность высоко ценится», — отметила Кярнер. — «Безусловно, периодически бывать в офисе и встречаться с командой важно, но в целом гибридный формат работы останется с нами надолго».
Кярнер также подчеркнула, что офис — это не только рабочее пространство, но и важная среда для социального взаимодействия и формирования профессиональных и дружеских связей. «Влияние личного общения на результаты работы не стоит недооценивать, однако это не означает необходимость находиться в офисе каждый день», — сказала она. — «Скорее, каждому сотруднику важно найти оптимальный для себя баланс между офисной и удалённой работой. Гибкость играет ключевую роль, и компании с современной корпоративной культурой, безусловно, поддерживают такой подход».
Согласно результатам исследования, схожая ситуация с гибридной работой наблюдается и в Латвии, и в Литве. В Латвии 60% респондентов сообщили, что за последние два года их формат работы не изменился: 8% стали чаще ходить в офис, а 9% — реже. В Литве 58% опрошенных также не отметили изменений, 9% заявили, что стали посещать офис чаще, а 8% — реже.
