Учёба или работа? Пятая часть выпускников основной школы остаётся без среднего образования

По данным Департамента статистики, в прошлом, т. е. в 2024/2025 учебном году образование в вузах Эстонии продолжило 40% окончивших основную школу в 2020 году. Чаще всего в вузы поступают после получения гимназического образования. Всего в прошлом году обучение в образовательной системе Эстонии продолжили 52% тех, кто пять лет назад окончил основную школу.

Наступила середина сентября, и теперь уже ясен выбор молодых людей, которых еще весной держало в напряжении волнение — где как продолжить свое обучение? И продолжать ли вообще? Ведущий аналитик Департамента статистики Кятхрин Рандоя изучила, что стало с теми выпускниками основных школ, перед которыми пять лет назад стоял тот же выбор.

Рассматривалось около 12 250 молодых людей, которые окончили основную школу в 2019/2020 учебном году. Их движение по образовательной лестнице Рандоя рассматривала на протяжении одного, трех и пяти лет по полу и родному языку по состоянию на конец года. Выпускники по упрощенным учебным программам и нестационарной формы обучения в анализ не включались.

18% выпускников основной школы за пять лет так и не получили среднего образования

Среди окончивших девятый класс пять лет назад к получению среднего образования сразу приступили 96%, это как в гимназиях, так и в профессиональных училищах. Получение среднего образования продолжило 97% выпускников с эстонским родным языком и 94% выпускников с русским родным языком.

«На третий год после окончания основной школы доля продолживших получение среднего образования сократилась на 6 процентных пунктов среди лиц с эстонским родным языком и на 9 процентных пунктов среди лиц с русским родным языком. Таким образом, мы видим, что молодежь с русским родным языком прерывает обучение чаще», — представила Рандоя результаты анализа.

«За пять лет диплом о среднем образовании в гимназии или профессиональном училище получили 82% выпускников того года.

Среди молодежи с эстонским родным языком диплом о среднем образовании получили 84%, среди молодежи с русским родным языком — 78%, — добавила аналитик. — При этом заметна разница между мужчинами и женщинами: диплом о среднем образовании получили 86% женщин и 79% мужчин».

Профессиональное образование чаще выбирают юноши и молодежь с русским родным языком

По словам Рандоя, среди выпускников основных школ учебу в гимназии продолжило примерно три четверти, т. е. 71%, учебу в профессиональных училищах — четверть, т. е. 25%. Только на профессиональное обучение, где среднее образование не приобретается, поступил 1% молодых людей.

По словам Рандоя, здесь также отмечается четкое различие по родному языку: среди молодежи с эстонским родным языком в гимназии поступило 74%, среди молодежи с русским родным языком — 63%. Среди молодежи с эстонским родным языком среднее профессиональное образование выбрало 22%, среди молодежи с русским родным языком — 32%. «Еще большее различие наблюдается между полами. В гимназии поступило 82% девушек и 61% юношей. В средних профессиональных училищах образование продолжило 35% юношей и 15% девушек», — отметила аналитик.

Что делают после среднего образования?

Через пять лет после окончания основной школы 40% её выпускников поступили в вузы (29% в бакалавриат и 11% на прикладное высшее образование), большая часть из них через общее среднее образование (97%), а не среднее профессиональное образование (3%). Еще 6% молодежи на пятый год получали общее среднее или среднее профессиональное образование, столько же получали только профессию.

«Почти треть, т. е. 31% выпускников основных школ на пятый год относились только к рабочей силе, 24% только работали и 8% стояли на учете в качестве безработных. Обучение в системе образования Эстонии продолжило 52%, при этом 35% учащихся совмещали учебу с работой», — отметила Рандоя.

По словам Рандоя, данные ОЭСР позволяют предположить, что после окончания основной школы примерно 3–4% молодежи через пять лет училось за рубежом. 3% проходили срочную военную службу, а 1%, вероятно, был неактивен из-за рождения ребенка. «Статус примерно 9% выпускников на пятый год после окончания основной школы остается неясным, — признала Рандоя. — Данных о направившихся на работу за рубежом мы не имеем. К неактивным могут относиться также лица с нетрудоспособностью или предприниматели, которые не зарегистрированы как работники».

Каким образом родной язык влияет на получение образования?

По словам Рандоя, можно заметить, что на образование влияют как родной язык, так и пол. «Через пять лет после окончания основной школы обучение в системе образования Эстонии продолжает 56% молодежи с эстонским и 40% с русским родным языком. Образование продолжает 59% девушек и 45% юношей», — пояснила Рандоя.

По этой причине молодежь с русским родным языком попадает на рынок труда раньше: на пятый год не учится, а работает 29% молодежи с родным русским языком и 22% с эстонским родным языком. В статусе безработных зарегистрированы 11% молодых людей с русским родным языком и 6% с эстонским родным языком.

Что будет через 10 лет?

По словам Рандоя, при рассмотрении тенденций образования молодежи можно заметить, что в вузы поступают прежде всего те, кто после основной школы продолжил обучение в гимназии. «Хотя среднее профессиональное образование не исключает поступления в вуз, до сих пор это было скорее исключением. В учреждения прикладного высшего образования также поступает пока мало молодых людей со средним профессиональным образованием. В наблюдаемой выборке среди получающих прикладное высшее образование 7% имели среднее профессиональное и 93% — общее среднее образование», — отметила Рандоя, по оценке которой в будущем могут наблюдаться уже другие тенденции.

«В последние годы в сфере профессионального образования планировались и были осуществлены важные изменения для повышения качества среднего профессионального образования и предложения конкурентоспособной альтернативы общему среднему образованию. Кроме того, мы переходим на эстоноязычное образование, что постепенно должно уменьшить влияние на образование факторов, обусловленных родным языком», — пояснила аналитик. «Следовательно, можно предположить, что если повторить такой же анализ через 10 лет, то тенденции поступления в вузы могут быть уже намного более разнообразными и менее отличающимися между молодежью с русским и эстонским родным языком», — подвела итог Рандоя.

Источники и методика

Использовались данные инфосистемы образования Эстонии, а также данные регистра трудовой занятости Налогово-таможенного департамента, инфосистемы предлагаемых рынком труда услуг и пособий, данные регистра военнообязанных и статистический регистр народонаселения. Каждый человек учитывался в анализе лишь один раз: например, если человек одновременно учился и работал, то он был отражен как учащийся. В категории «другое» отражены молодые люди, уехавшие на работу или учебу за границу, неучащиеся в период отпуска по уходу за ребенком, а также другие неактивные лица. В 2019/2020 учебном году стационарную форму обучения (за искл. упрощенных программ) окончили 12 368 учащихся. В выборку анализа было включено 12 246 выпускников. Из выборки были исключены те, кто 01.01.2025 больше не являлись резидентами Эстонии.