Исследование: почти треть молодых жителей Эстонии не знают, в каком фонде II пенсионной ступени они копят

28% жителей Эстонии в возрасте от 18 до 29 лет не знают, в каком фонде второй ступени находятся их пенсионные накопления, показал опрос Norstat, проведённый по заказу LHV.

По словам председателя правления LHV Varahaldus Вахура Валлисту, молодёжь Эстонии становится всё более сознательной в вопросах управления личными финансами, однако система второй ступени по-прежнему вызывает множество вопросов.

“Разумеется, молодые люди не задумываются всерьёз о том, как они будут жить на пенсии — кажется, что до этого ещё много времени. Тем не менее, вторая ступень — один из самых эффективных способов укрепить свою финансовую стабильность в будущем и заставить время работать на себя”, — сказал Валлисту. По его мнению, более низкий уровень осведомлённости молодёжи о выборе фонда второй пенсионной ступени говорит о необходимости сделать тему более прозрачной и понятной. “Важно, чтобы каждый молодой человек выбрал именно то решение, которое ему ближе по духу и соответствует его целям. Это помогает сохранять мотивацию и уверенность на протяжении всей жизни”, — отметил он.

Чтобы упростить выбор, LHV недавно изменила названия своих фондов второй ступени — теперь они называются Julge (“Смелый”), Ettevõtlik (“Предприимчивый”), Tasakaalukas (“Сбалансированный”) и Rahulik (“Спокойный”). “Мы поняли, что особенно молодым людям важно чувствовать уверенность, когда они делают выбор для своего будущего. Новые названия помогают быстрее и точнее понять стратегию фонда”, — добавил Валлисту. Он подчеркнул, что молодёжь воспринимает информацию по-другому, поэтому и названия фондов должны чётко отражать их суть. “Молодой человек не должен блуждать по миру пенсионных фондов без карты и компаса. Хотя фонд можно менять в любое время, это важное решение, и нужно быть уверенным, что деньги инвестируются с подходящим уровнем риска”, — сказал Валлисту.

Опрос также показал, что 27% молодых людей в возрасте 18–29 лет считают, что вовсе не имеют второй пенсионной ступени. Хотя участие в ней обязательно для всех. До сих пор распространено заблуждение, будто если выбор фонда не был сделан самостоятельно, накопления не происходят. “На самом деле, если человек достиг 18 лет, начал работать, но не подал заявление о выборе фонда к моменту первой зарплаты, фонд назначается автоматически — по жребию”, — объяснил Валлисту.

Он рассказал, что недавно выступал перед студентами первого курса и попросил поднять руки тех, кто уже работает. Поднялись руки по всему залу. “Затем я спросил, кто копит во второй ступени — и руки подняли лишь около десяти процентов. Это наглядно показывает, насколько важно повышать осведомлённость”, — отметил Валлисту.
Каждому молодому человеку, который заботится о своём будущем, стоит поинтересоваться, куда поступают его пенсионные деньги. По словам Валлисту, число так называемых “жеребьёвочных клиентов” — тех, кому фонд был назначен автоматически, — на протяжении многих лет показывает, что многие позволяют государству принимать решения за них.

“К сожалению, часто выбор фонда не совпадает с личной склонностью к риску или инвестиционными предпочтениями. Кроме того, исторически многих молодых людей направляли в консервативные фонды, доходность которых на длительном горизонте ниже средней по рынку. Если не следить за своим выбором, можно потерять десятки тысяч евро потенциального дохода”, — подчеркнул он.

Кроме фондов, управляемых компаниями, можно также инвестировать средства второй ступени самостоятельно — через пенсионный инвестиционный счёт (PIK), который является частью системы второй ступени. “Например, чтобы инвестировать в индексный фонд, управляющий не нужен — это полностью автоматизированный процесс”, — пояснил Валлисту.

Он добавил, что PIK позволяет создать портфель, аналогичный популярным индексным фондам Эстонии и по уровню риска близкий к так называемым фондам жизненного цикла, предназначенным для молодых инвесторов. “При этом через LHV PIK комиссии за инвестиции почти в два раза ниже, чем в обычных пенсионных фондах, что в долгосрочной перспективе может дать ощутимую выгоду”, — заключил Валлисту.