Банк Эстонии: оценка состояния экономики предпринимателями улучшается

Хотя объемы промышленного производства и розничных продаж растут медленнее, чем в прошлом квартале, общая оценка состояния экономики предприятиями улучшилась, сообщил экономист Банка Эстонии Каспар Оя.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в третьем квартале вырос на 0,9 процента в годовом исчислении и на 0,4 процента по сравнению со вторым кварталом. «По оценке предприятий, дефицит спроса по-прежнему ощущается острее, чем в среднем в прошлом, но их оценка менее негативна, чем в предыдущих кварталах. Это согласуется с общим улучшением экономической ситуации», – сказал Оя.

В третьем квартале рост экономики со стороны спроса обеспечивался в основном за счет государственного сектора. Главным драйвером экономического роста стало потребление в госсекторе. Также выросли инвестиции государственного сектора. В то же время частное потребление, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократилось. Снижение корпоративных инвестиций по сравнению со вторым кварталом усилилось.

«Снижение частного потребления, вероятно, по крайней мере частично, было обусловлено июльским повышением НДС, из-за которого потребители перераспределили свои покупки между кварталами. По мере укрепления экономического роста мы можем ожидать в будущем и роста частного потребления. Сокращение потребления отразилось и на добавленной стоимости предприятий: наибольший негативный вклад в экономический рост внес именно торговый сектор. Однако, согласно квартальной статистике предприятий, дела в торговом секторе в третьем квартале обстояли несколько лучше. Добавленная стоимость снизилась в сфере продаж автомобилей, но в остальной части торгового сектора она выросла», – сказал Оя.

По словам Оя, транспортные средства также стали классом активов, инвестиции в который сократились больше всего. «В более широком смысле сокращение корпоративных инвестиций можно связать с оценкой бизнес-цикла самими предприятиями: в ситуации, когда, по мнению компаний, спрос остается ниже обычного уровня, а производственные мощности задействованы лишь частично, делать новые инвестиции нецелесообразно. Роста инвестиций можно ожидать тогда, когда спрос укрепится, а частично неиспользуемых производственных мощностей станет недостаточно для увеличения объемов производства», – сказал Оя.

Рост экспорта в третьем квартале превысил рост импорта, что согласуется со снижением корпоративных инвестиций и ростом потребления в госсекторе. «Инвестиции предприятий обычно довольно импортоемки. Для потребления в государственном секторе используются в основном местные ресурсы, а импорт задействован в малой степени. Увеличение объема экспорта почти на шесть процентов стало приятным сюрпризом, поскольку индекс экспортного оборота промышленного сектора в третьем квартале вырос всего на 1,6 процента», – сказал Оя.

Судя по данным ВВП, развитие всего промышленного сектора было гораздо более позитивным, чем показывали ежемесячные индексы промышленного производства. Согласно данным ВВП, объем добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности вырос в третьем квартале почти на восемь процентов в годовом исчислении. При этом рост индекса объема промышленного производства в обрабатывающей промышленности составил менее 2%. Аналогичным образом, добавленная стоимость в энергетическом секторе в постоянных ценах выросла более чем на 20 процентов, тогда как индекс объема промышленного производства в том же секторе сократился более чем на 20 процентов.

По словам Оя, в начале следующего года экономический рост должен усилиться за счет внутреннего спроса. «Планируемое смягчение налогово-бюджетной политики увеличит располагаемый доход домохозяйств. Поскольку речь идет о постоянном увеличении дохода, это должно привести к росту как частного потребления, так и спроса в целом. Такой рост спроса несет в себе риск ускорения роста цен и смещения производственных ресурсов из экспортного сектора в сектор, ориентированный на внутренний рынок. В то же время состояние делового цикла ниже исторического среднего, а безработица относительно высока, что должно помочь избежать ценового давления. Смягчение налогово-бюджетной политики в этой ситуации должно помочь экономике вернуться на траекторию долгосрочного роста», – сказал Оя.