ИСТОРИЯ: Когда велосипед был почти диковинкой

Частью городского пейзажа Тарту велосипед является вот уже более полутора столетий – вероятно, с рубежа 1860–70-х годов.

Йосеф Кац

ФОТО: Члены «Дорпатского кружка велосипедной езды». Снимок 1880-х годов. Фото: maanteemuuseum.eе

Свидетельство под номером 59 915 было выдано Патентным департаментом США французскому эмигранту Пьеру Лалману, изобретателю «механической лошадки», в ноябре 1866 года. Всего через несколько лет его изобретение – двухколёсную машину с педальным приводом – покорил улицы городов как Нового, так и Старого света. Занималась заря новой, велосипедной эпохи.

Кто и когда первым оседлал на территории нынешней Эстонии велосипед – точно неизвестно. Но к числу пионеров, безусловно, следует отнести жителя Тарту, господина Бока. По свидетельству выходившей в городе на Эмайыги немецкой газеты «Dörptsche Zeitung», он собрал из купленных по почте деталей двухколёсный экипаж и летом 1869 года разъезжал на нём по улицам и набережной.

В ту пору велосипед был в здешних краях экзотической диковинкой. И недешёвой: судя по рекламным объявлениям, цена одного экземпляра могла достигать 150 рублей – лошадь стоила всего 30. Да и, честно говоря, не слишком комфортной: уличное покрытие оставляло желать лучшего, рессор у велосипедов тоже не было – так что меткое прозвище «костотряс» закрепилось за ним, надо понимать, не случайно.

По счастью, призыв «не изобретать велосипед» в последней трети XIX века ещё не приобрёл иронического оттенка. Техническая мысль не стояла на месте – и за какие-нибудь полтора десятилетия прежние недостатки удалось преодолеть. Прежде всего были изобретены пневматические шины, способные смягчить ход. А затем внедрён цепной привод, что обеспечило равномерность движения и возможность не крутить педали в непрерывном ритме.

Начало массового производства снизило и цену на велосипеды: теперь позволить себе двухколёсного друга могли не только чудаки-богатеи да механики с золотыми руками, но и люди среднего достатка. «Лошадь может от слепней ошалеть и перевернуть повозку, а то и вовсе откажется идти, – рассуждал герой фельетона, опубликованного «Postimees» в 1893 году. – Велосипед-то всегда домой доставит». Далее он, правда признаёт: сельский народ с новомодным изобретением по-прежнему незнаком, а старики, завидев велосипедиста и вовсе его за самого чёрта принимают.

Если деревенский люд по-настоящему познакомился с велосипедами только в первое десятилетие ХХ века, то в городах, конечно, дыхание прогресса во все времена было более ощутимо.

Первый в Балтийском регионе клуб велосипедистов был создан в административном центре Лифляндской губернии – Риге: летом 1886 года, всего шестью годами позже, чем в столице империи, Санкт-Петербурге. Вторым – но первым в границах современной Эстонской Республики – стал Тарту: собственную организацию поклонники велоспорта создали здесь 21 сентября 1888 года, на год раньше таллиннских собратьев.

Учредителями «Дорпатского кружка велосипедной езды» были люди солидные, всё больше предприниматели и представители «свободных профессий». И почти поголовно – немцы: из фамилий 21 учредителя только одна – эстонская.

Вступить в общество было не так-то просто. Согласно уставу, членство в организации было запрещено ученикам школ, университетов и военных училищ, нижним чинам, правонарушителям, а также «особам женского пола». Особо отмечалось, что организация носит характер исключительно развлекательный: приёму в неё не подлежали те, кто «занимался ездой на велосипеде профессионально, зарабатывая ей на жизнь» – надо понимать, потенциальные развозчики и курьеры. Желающие влиться в ряды кружка перво-наперво должны были подтвердить своё знание устройства машины, затем сдать экзамен «езды по улицам и аллеям» – принимал его инструктор клуба и «четыре опытных ездока».

Во время езды по городу требовалось наличие специального значка, а в случае групповых велоэкскурсий – ещё и форма: жокейское кепи, куртка, бриджи и длинные тёмно-синие носки. Ехать в границах населённых пунктов следовало «умеренно»: так, чтобы при внезапной остановке можно было спрыгнуть с велосипеда, не причинив вреда.

Пугать пешеходов громким звонком воспрещалось. При движении группой придерживаться надлежало правой стороны улицы или шоссе, а встретив на дороге конный экипаж – ни в коем случае не объезжать его одновременно слева и справа от возницы.

Осенью 1898 года Юрьевский клуб велосипедистов отмечал свой первый юбилей. За минувшее десятилетие численность его членов увеличилось более чем в десять раз – с 21 до 287 человек. С одной стороны, незначительная часть населения, составлявшего к тому времени порядка сорока тысяч человек. Но в том, что современный Тарту вполне может претендовать на звание велостолицы Эстонии, есть и их заслуга