Наталья Петрова
В феврале 2018 Тартуская футбольная академия «Таммека» заключила контракт, с молодым и перспективным российским футболистом Михаилом Слащёвым. Контракт завершится в конце ноября 2018 года. Михаил является защитником правого фланга. По данным MyScore.com.ua, на его счету уже 32 матча в Премьер Лиге Эстонии в составе «Таммека» и забито 2 гола. Весьма неплохой результат. Михаил согласился дать нам интервью, в котором рассказал о том, как он оказался в Тарту, а также поделился своим мнением об эстонском футболе, об Эстонии и, конечно, о городе Тарту.
Михаилу Слащёву 21 год, он – воспитанник юношеской спортивной школы олимпийского резерва Санкт-Петербургского футбольного клуба «Зенит». Трёхкратный чемпион Санкт-Петербурга и пятикратный обладатель Кубка города в своём возрасте, чемпион России среди футбольных школ 2015 года. Лучший защитник России 2012 года в своём возрасте. В сезонах 2015/16 и 2016/17 выступал за дубль «Зенита», сыграл 12 матчей в первенстве дублёров.
В 2017 году перешёл в эстонский клуб «Калев» (Силламяэ). Дебютный матч в чемпионате Эстонии сыграл 11 марта 2017 года против «Левадии». Первый гол забил в своём втором матче, 18 марта 2017 года в ворота «Нымме Калью». Всего до конца сезона принял участие в 33 матчах и забил один гол, а его команда заняла восьмое место среди 10 участников высшей лиги.
Михаил, расскажите, пожалуйста, о себе – что привело вас в футбол?
Я родился в Санкт-Петербурге, в Красногвардейском районе. Мой отец очень любит футбол, и он часто сам в него играл, но не профессионально. Я в детстве играл в футбол с ребятами лет 5-6 во дворе. Когда я пошел в школу, то в какой-то момент отец увидел объявление в газете о том, что в СДЮСШОР (Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва — Ред.) «Зенит» идёт набор в команду. Осенью 2006 года (тогда мне было 9 лет) я пошёл туда на тренировку и с тех пор начал профессионально заниматься футболом.
До того как Вы приехали в Эстонию и попали в эстонский футбол, где вы играли?
В Санкт-Петербурге есть две школы: СДЮСШОР (Петербургская футбольная детско-юношеская школа олимпийского резерва – ред.) «Зенит» и Академия ФК «Зенит», где идёт профессиональное обучение. В первой я занимался до самого выпуска, до 18 лет. После этого я перешёл в молодёжный состав Академии. Команда, в которой я играл, участвовала в чемпионате России по футболу и играла против «СПАРТАКа», «ЦСКА», тоже в молодёжном составе. А через полтора года перешел в эстонский «Калев», Силламяэ.
Почему вы перешли в Силламяэский «Калев»?
Я перестал попадать в состав молодёжной команды, и мне сказали, что нужно искать новый клуб. Но при этом можно было тренироваться. В сентябре я съездил на просмотр в Силламяэ. Там мне сказали, что я понравился и что мне нужно приехать в декабре. Я приехал, показал себя на турнире (Aastalõputurniir), и буквально через месяц мне предложили контракт.
Помните ли вы свой дебютный официальный матч в «Калеве», первый забитый гол?
В моём первом официальном матче мы играли против «Ливадии» в гостях, проиграли 5:0, так получилось. Зато в следующем матче, в котором мы играли против «Нымме Калью» в гостях, я забил гол. От гола, конечно, всегда приятные ощущения. С учётом того, что я не так много забиваю, для меня это что-то невероятное. Как-будто я улетаю в какую-то другую, параллельную реальность (улыбается).
Как долго вы играли в этом клубе?
В Силламяэском «Калев» я отыграл один сезон. Потом, к сожалению, команда обанкротилась и её отправили в 3-ий или в 4-ый девизион. И оставаться там для меня не было смысла.
Как Вы попали в Тартуский «Таммека»?
Был уже конец трансферного окна. И эстонский журналист (мы с ним познакомились, когда я играл в «Калев») спрашивал меня, есть ли команда. Я ответил, что пока ничего определённого нет. Спустя некоторое время после интервью он мне написал, что «Таммека» в Тарту увидела интервью и заинтересовалась мной. А у меня на тот момент ещё с Динамо был вариант, но не получилось. В итоге отец позвонил президенту «Калев» Александру Феодосьевичу Стародубцеву и спросил, интересуется ли ещё его сыном тартуская команда «Таммека». Президент позвонил в Тарту и ему подтвердили свой интерес. Я сидел на «паре» в университете (Михаил учится на последнем курсе Университета технологии и дизайна – ред.), когда мне позвонил отец и сказал: «Всё, ты едешь в Тарту!». На следующий день мы с мамой поехали в Тарту. С тех пор, я здесь.
Есть ли на ваш взгляд принципиальная разница между клубами Силламяэ «Калев» и Тарту «Таммека»?
Разницы в классе особо не чувствуется. В Силламяэ, наверное, было больше опыта. Ребята не так много двигались, но зато думали, и довольно неплохо. В Тарту более молодая команда. И я бы сказал, что мы здесь больше контролируем мяч, чем когда я играл в Силламяэ. Там мы всё-таки старались больше упрощать игру, а здесь есть исполнители достаточно высокого уровня, которые могут сохранить мяч. Тут не принято играть длинный пас, постоянный длинный пас. Мы его используем, конечно, но не так часто. В общем, особой разницы нет, но в игровом плане немного другие ощущения.
Как вы оцениваете один из последних матчей «Таммека»-«Пайде», сыгранный вничью 1:1? Было ли у команды какое-то преимущество?
Поначалу игра была более-менее равная. «Пайде» старалась подавить нас. В итоге это вылилось в их забитый мяч. После этого, мне кажется, всё оставшееся время до конца игры, преимущество было на нашей стороне. Мы создавали моменты и, в итоге, это вылилось в пенальти, который мы забили в первом тайме. И во втором тайме мы пытались их дожать, но, к сожалению, не получилось. У «Пайде» каких-то особых умельцев я не вспомню. В принципе, можно сказать, что ничья закономерна. Но после игры осталось такое неприятное ощущение, что мы могли сделать больше в этой игре. Всё-таки это была ключевая игра.
На данный момент есть ли на вашем счету в «Таммека» результативные матчи, в которых вы забивали голы, делали удачные передачи?
В этом сезоне я забил пока всего 2 гола. Один против «Пайде», это было в апреле, а второй – «Ливадии» в августе. В плане передач тоже не густо пока. 21 октября мы играли против «Нымме Калью» и, можно сказать, был предголевой пас. А так, в плане ассистов не так много было, как хотелось бы.
Исходя из Вашего опыта в местном футболе, насколько сейчас вы можете сравнить уровень игры Премиум-лиги Эстонии и уровень дубля «Зенита» и «Динамо»?
Здесь всё-таки ребята повзрослее. Я имею в виду, что в эстонском чемпионате больше силового футбола. Когда я тренировался в команде дубля «Зенита» и в команде «Динамо», были преимущественно молодые ребята. И они старались больше на себя брать, что не всегда приводило к хорошему. Но они были ещё недостаточно опытные. Поэтому нельзя сказать, что в плане уровня игры эстонский чемпионат на три головы выше, но он более атлетичный и более силовой. Наверное, в этом разница.
Доводилось ли вам лично пересекаться с кем-нибудь из сильнейших футболистов «Зенита»?
Мне доводилось пару раз тренироваться с первой командой «Зенит». Артём Дзюба – очень сильный игрок. Я с ним тренировался один раз. Но было видно, что это игрок очень приличного уровня. Халк (Живанилду Виейра де Соуза – ред.), безусловно, тоже «машина», тоже очень приличный игрок. Не зря он достиг всего. Аксель Витсель, Доменико Кришито и Эсекьель Гарай. Гарай – это невероятный игрок, он очень крутой центральный защитник. Не зря он всё-таки играл в своё время в Мадридском «Реале». Это тот уровень, к которому надо стремиться. А так, в принципе, все игроки, играющие в первом «Зените», сильные.
Кто, по-вашему, лучшие игроки Премьер-лиги Эстонии на данный момент и почему?
Для меня лучшие игроки – это Закария Бегларишвили из «Флоры», Лилиу из «Нымме Калью», Герт Камс из «Флоры» и Дмитрий Круглов из «Левадии». Бегларишвили – атакующий полузащитник очень приличного уровня. Его статистика говорит сама за себя. Показывает класс в каждой игре – каждая передача у него гол или пас, а иногда вместе. На Лилиу (нападающий) держится атака «Нымме Калью». Он не только забивает голы, но и работает в роли диспетчера. Видно, что он работает над собой. Недаром он – один из лучших бомбардиров. Тяжело против него играть. Видно, что он достаточно атлетичный и нелегко приходится обороне, в том числе, и нашей. Герт Камс и Дмитрий Круглов, несмотря на возраст, своей активностью могут любому игроку дать фору. Я вижу, как они играют в обороне и подключаются в атаку. В этом плане они – одни из лучших игроков в лиге.
А в Тартуском «Таммека» есть кого выделить?
Лучшим я бы, наверное, назвал Рейо Лаабуса. Лаабуса я вижу на каждой тренировке и игре – это, действительно, игрок довольно высокого уровня. То есть это, можно сказать, наш эстонский Серхио Бускетс. Он мяч вообще не теряет. Я не помню, чтобы он терял мяч. Пасы все у него на очень хорошем уровне. И главное, он очень спокойный, не импульсивный. То, что и надо, в принципе, для футбола.
Как вы оцениваете уровень тренировок в «Таммека», работу тренеров?
Тренеры проводят очень большой анализ, тщательно просматривают последние игры команд. За несколько дней до игры они дают нам ту самую информацию, которой мы действительно можем воспользоваться. То есть превращают их слабые стороны в наши сильные. Тренер нам показывает, что надо делать и мы должны это выполнить. И если мы это выполняем, то нам потом становится легче в самой игре. И в плане тренировочного процесса тоже, тренер показывает, двигает нас, как нам нужно действовать в той или иной ситуации. Тренировочным процессом я очень доволен. Мой тренер Кайдо Коппель – очень молодой (29 лет – ред.) и очень амбициозный. Что мне в нём нравиться, так это то, что у него есть своё видение игры, как он хочет, чтобы команда играла. Это импонирует. А также то, что он живёт футболом. И я думаю, это очень хорошие качества, как для команды, так и для него самого.
Какие у вас отношения с членами команды?
Отношения очень хорошие, даже несмотря на языковой барьер. Хорошо общаемся и понимаем шутки друг друга.
Как Вы оцениваете свой уровень знания эстонского языка?
Я пытаюсь учить эстонский язык. Правда, пока у меня это не очень хорошо получается, но, тем не менее, какие-то фразы я знаю. Футбольные моменты я уже все знаю. А в бытовом плане, конечно, больше на английском разговариваю. Есть один парень в моей команде, который знает русский, хотя в основном говорит по-эстонски. И в молодёжной команде тоже есть один парень, знающий русский язык. Не так часто доводится говорить на родном языке, в основном говорю на английском.
Когда заканчивается ваш контракт с «Таммека»? Планируете ли вы и дальше работать в клубе или вернётесь в родные пенаты?
Контракт заканчивается в конце сезона, в конце ноября. В принципе, они уже спросили меня устно, готов ли я продолжить. И я сказал, что, в принципе, готов. Они озвучили условия и я согласился. Так что я планирую остаться в клубе и играть дальше.
А в родном городе у нас только «Зенит» есть. Но я сам понимаю, что, наверное, по уровню не подхожу. А другие команды мне не интересны. Конечно, Санкт-Петербург – это хорошо, но, к сожалению, не все мечты сбываются.
Вы уже примерно год живёте в Тарту. Какие у вас сложились впечатления о городе?
Тарту мне очень понравился – красивый город. До Тарту я пожил в Силламяэ, тоже красивый город, но, по-сути, там поле и три магазина. И мне кажется, в Тарту практически нет минусов, только плюсы: парки, торговые центры. Всё очень красиво, особенно сейчас, когда началась осень. Это одна их причин, почему я готов тут остаться. Потому что очень хороший город. Меня здесь очень хорошо приняли. Хотя, честно говоря, как я помню, когда я приехал сюда в первый раз, после первой тренировки, я подумал: «Что я здесь забыл? Зачем я сюда приехал?». Но не потому, что ребята не те или ещё что-то. Просто я понимаю, что это другая страна, другие люди. Например, Силламяэ – это почти русский город, где почти все разговаривают по-русски. А тут, в Тарту, другие люди, не мой язык. Я думал: «Как я буду здесь жить?». Однако буквально после первой игры ребята поняли, что приехал не просто «пассажир какой-то», а приехал нормальный футболист. Поэтому после первой игры уже всё было нормально. И я уже привык и чувствую себя здесь себя как дома.
А в Таллине бывали?
Да, в Таллине я бывал пару раз. Тоже очень красивый город, но, наверное, очень большой – определённо больше, чем Тарту. Я был на смотровой площадке, там, действительно, очень красиво.
Какие стереотипы об Эстонии удалось развеять?
Изначально главный стереотип об эстонцах – это то, что в Эстонии очень медлительные люди, очень долго думают. Но это совершенно не так. Здесь ребята очень умные, можно так сказать. Когда я сюда приехал, я был удивлён, что абсолютно все до единого знают английский язык на очень хорошем уровне. Когда я сюда приехал, я думал, что мой английский так себе, но, пообщавшись с ребятами, понял, что он ещё хуже. Так что ребята точно не тугодумы. Поэтому этот миф сразу у меня развеялся.
И если в прошлом сезоне я общался с эстонскими ребятами в большинстве на русском языке, то здесь уже нет. Так что пусть русские люди забудут об этом. Это все неправда. У меня очень хорошие впечатления и о Тарту, и об Эстонии. Я изначально думал, что Тарту хороший город, а сейчас я в этом окончательно убедился.
Чего вы ждете от себя в будущем, какие планы помимо «Таммека»? Есть ли у вас мечта сыграть с другой командой?
Есть у меня мечта за миланский «Интер» сыграть. Но, посмотрим… Я стараюсь, работаю над этим. Может быть, когда-нибудь сбудется. Я постараюсь.
Что ж, пожелаем Михаилу успехов в его футбольной карьере! Пусть его мечта обязательно сбудется.
Фото: Ахто Лаур
На фото — воскресная игра «Таммека»- «Левадия Таллинн».