Людмила Шульц
На ежегодном государственном конкурсе студенческих научных работ выпускница Тартуской высшей школы здравоохранения Екатерина Ламмартсон была удостоена диплома за исследование на тему «Ребенок с астмой, альтернативные и дополнительные методы лечения».
Конкурс проходит под эгидой Эстонского научного агентства. Помимо государственных премий, его победителям присуждаются спецпремии и поощрения президента Эстонской академии наук, а с этого года и спецпремии Министерства социальных дел. Жюри оценивает исследовательские работы из разных областей науки, они могут быть представлены студентами трёх ступеней вузовского обучения – бакалавриата, магистратуры и докторантуры.
На днях в Министерстве образования и науки прошла церемония награждения авторов лучших студенческих работ. Всего в конкурсе 2017 года участвовал 521 соискатель. Согласно решению жюри, денежные премии были вручены 65 конкурсантам, дипломы и благодарственные письма – 42.
В числе награждённых была и выпускница Тартуской высшей школы здравоохранения Екатерина Ламмартсон. В прошлом году она окончила этот прикладной вуз по специальности медсестра и была принята в университетскую глазную клинику на должность операционной медсестры.
Встретились мы с Екатериной ровно через неделю после вручения ей диплома государственного конкурса студенческих научных исследований:
Ваша конкурсная работа была отмечена дипломом, с чем я вас искренне поздравляю.
Спасибо. Не скрою, когда меня пригласили на торжественную церемонию награждения победителей, в душе я надеялась на премию, но и диплому тоже очень рада. Все-таки это первое признание моего, пусть небольшого, вклада в исследование актуальной медицинской проблемы. Большую помощь в написании работы оказала мне мой научный руководитель Терье Арула.
Екатерина, изучая методы лечения астмы у детей, в том числе альтернативные и вспомогательные, вы пришли к выводам, которые вызвали несомненный интерес в медицинских кругах. Тезисы проведённых вами исследований были опубликованы в журнале «Meditsiini Uudised»/«Новости медицины» (журнал существует в электронном виде). Нет смысла сейчас подробно на них останавливаться, ответьте на конкретный вопрос: стоит ли при традиционном лечении астмы у детей прибегать к альтернативным методикам?
В традиционной медицине при лечении астмы в основном используются гормональные препараты. Анализируя опубликованные за последние 10 лет исследования в этой области медицины, я обнаружила, что существует множество альтернативных и вспомогательных методик. Меня интересовали три направления: гомеопатия, традиционная китайская медицина и вспомогательные дыхательные упражнения.
Китайская медицина предлагает разные способы борьбы с астмой: настои из лекарственных трав, мази, массажи, иглоукалывание, но слишком мало исследований, посвящённых применению методов китайской медицины при лечении астмы у детей, а с маленькими пациентами следует быть крайне осторожными.
В отношении гомеопатических средств. Они сейчас имеются в аптеках в свободной продаже. И если их применять параллельно с теми, что прописал лечащий врач, могут возникнуть побочные эффекты. То есть любая самодеятельность родителей чревата серьёзными осложнениями для больного ребенка. Врач должен быть информирован о том, к каким нетрадиционным методикам вы собираетесь прибегнуть.
Очень полезны дыхательные упражнения, что нашло ещё раз подтверждение и в изученных мной исследованиях. Помогает плавание, умеренная физическая нагрузка.
Вы ещё в гимназии решили посвятить себя медицине?
Да, медицина меня давно интересовала. К сожалению, я боялась крови, поэтому поступила в Тартуский университет на учебную программу «учитель природоведения». Отучилась три года в бакалавриате, но по специальности не работала. Поняла, что педагогика – не для меня, так возникла идея получить в Тартуской высшей школе здравоохранения профессию медсестры. К этому времени у меня родился второй ребенок.
Вы отчаянная женщина, с двумя детьми отважиться второй раз учиться в высшем учебном заведении, да еще на дневном отделении. И что, муж не возражал?
Он-то и настоял, чтобы я пошла учиться. Сказал, что пока я не окончу вуз, готов быть единственным в семье кормильцем. Признаюсь, мне нелегко было сочетать учебу с семейными обязанностями. За конспекты садилась поздно вечером, когда дети были уложены спать и все домашние дела переделаны.
А как же боязнь крови? Как вы побороли этот страх?
На практике приходилось часто сталкиваться с порезами, открытыми ранами у пациентов, брать на анализ кровь. Я старалась собрать всю свою волю в кулак. Настраивала себя: «Спокойно, это физиология, это нормально. Просто пусть глаза привыкнут к крови». И достаточно быстро я справилась со своей проблемой: концентрировала своё внимание на оказании помощи больным, на проведении необходимых для них процедур.
Три года учебы, два года работы операционной медсестрой в хирургическом отделении глазной клиники… Пять лет в медицине – произошли ли ощутимые перемены в вашем характере?
Может быть, стала спокойнее, сдержаннее. Я такой человек, что очень переживаю за своих пациентов, особенно, если у них серьёзные проблемы с глазами. Но учусь не думать о рабочих делах за пределами клиники. Закончилась смена, и я должна жить обычной жизнью, интересами семьи, детей, хотя не всегда у меня это получается.
На фото: Екатерина Ламмартсон в день, когда ей был вручен диплом об окончании Тартуской высшей школы здравоохранения. Частный архив